Как работает воронка продаж?
С точки зрения покупателя – это цепочка касаний, каждое из которых дает больше информации о товаре и мотивирует сделать заказ. Классическая воронка продаж состоит из следующих этапов: привлечение внимания, формирование интереса, формирование потребности, мотивация на решение о покупке (и/или отработка возражений), завершение заказа. Каждый из них может содержать один или несколько контактов: например, на предпоследнем шаге мотивировать можно только ретаргетинговой рекламой, а можно – постами в соцсети, рекламой, сообщением с мессенджер. Иногда в воронку включают послепродажный сервис, мотивацию на следующие заказы.
С точки зрения компании ВП должна переводить клиента с этапа на этап. Например, заинтересовывать новых покупателей кратким описанием в рекламном объявлении, затем описанием на лендинге. Дополнительную информацию дадут рассылки и посты в соцсетях, они же напомнят о товаре и предложат скидку. Для тех, кто уже делал заказы, начать цепочку можно с анонсов в соцсетях, а напоминать и мотивировать – серией постов.
Воронка систематизирует и визуализирует путь привлечения клиентов, их переходы на следующий уровень. Это помогает проанализировать каждый этап в отдельности, понять, на каком теряются покупатели, и понять, какие меры улучшат конверсию. ВП позволит эффективнее распределить ресурсы и компании, сосредоточившись на наиболее перспективных шагах. Она повышает прозрачность продвижения товаров и бренда, улучшает взаимодействие с аудиторией. Конечный результат от использования ВП – оптимизация бизнес-процессов и увеличение прибыли.
Модель используется для планирования маркетинговых и рекламных кампаний, оценки работы сотрудников, которые занимаются продвижением, продажами, клиентским сервисом, сайтом и SMM и т.д. Допустим, компания видит, что пользователи не переходят по рассылке, который должен описать товар и заинтересовать им. Возможно, у письма непривлекательный дизайн, непонятный текст о продукте или спецпредложения не интересны аудитории. Можно попробовать изменить текст, настроить отправку другой группе пользователей или вовсе отказаться от такого формата.
Примеры воронки продаж
Электронная торговля
В e-commerce ВП может быть такой:
- привлекаем покупателей, у которых есть интерес к продукту компании, – показываем контекстную, поисковую или таргетинговую рекламу;
- из рекламы посетители приходят на сайт или на лендинг – формируем интерес через контент, описываем УТП и другие особенности товара. Покупатель может завершить заказ прямо на лендинге. Также можно предложить ему подписаться на соцсети, чтобы продвигать дальше по ВП. Часто за подписку предлагаю небольшой бонус – скидку или подарок;
- после подписки можно отправить приветственное письмо;
- рассылка на почту еще раз подчеркивает особенности товара и добавлена мотивация к покупке (подарок, скидка, бесплатная доставка и т.д.);
- клиент приходит на сайт или завершает заказ.
Общий принцип работает для большинства направлений – от товаров повседневного спроса до заказов онлайн-курсов по смене профессии. В свою очередь, конкретные этапы зависят от продукта – их может быть больше, например, включить соцсети, ретаргетинг.
Маркетплейсы
Чтобы правильно построить воронку продаж на маркетплейсе, важно учитывать, что все или почти все взаимодействие с клиентом идет в рамках этой площадки. Среди возможных вариантов:
- оптимизировать карточку товара, чтобы она находилась на первых позициях в поиске по каталогу. Компания может давать скидки, участвовать в акциях, давать внутреннюю рекламу;
- удержать пользователя на карточке, заинтересовать описанием и подробно рассказать о товаре. Чтобы повысить доверие, важно работать над рейтингом магазина и продукции, отвечать на вопросы других пользователей;
- замотивировать на покупку – тем, что акция скоро закончится или позиций мало на складе;
- показать высокий постпродажный сервис – положить пробник другого товара, положить открытку с просьбой оставить отзыв, хорошо упаковать, быстро отправить.
B2B
Для B2B-сферы возможен такой вариант:
- компания принимает участие в профильном онлайн- или офлайн-мероприятии, где рассказывает о себе, бренде, продуктах, дает свои контакты и получает контакты потенциальных партнеров;
- после мероприятия отправляет приветственное письмо, давая дополнительную информацию о том, чем может быть полезна партнеру;
- регулярно отправляет рассылки о продуктах, новинках, акциях и т.д.;
- партнер обращается за консультацией, коммерческим предложением – онлайн, офлайн, по телефону;
- компании заключают сделку.
Офлайн-продажи
Основная особенность офлайн-продаж – ограниченность цифровых метрик и высокая роль человеческого фактора. Например, вы можете отследить, сколько раз человек приходил на сайт и по каким ссылкам. Человек, приобретающий дорогой и сложный товар долгого пользования может заходить в магазин за дополнительными консультациями, но вы не отследите это. Один из главных факторов, станет ли клиент постоянным, – сервис. Важны также оформление точки физических продаж, комфортное нахождение внутри, отсутствие очередей.
ВП может выглядеть следующим образом:
- потенциальному клиенту кофейни периодически показывается тагетированная реклама, срабатывающая по его местоположению;
- посетитель заходит в кофейню за напитком;
- бариста усиливает интерес к напитку и мотивирует приобрести его;
- гость покупает авторский кофе. Бариста может предложить вступить в программу лояльности, оставить отзыв и получить бонус при следующей покупке и т.д.
SaaS
Особенности ВП для SaaS – акцент на длительное взаимодействие: в большинстве случаев пользователь совершает не разовую покупку, а ежемесячные платежи. Ключевые этапы ВП – предложить бесплатную тестовую подписку, вовлечь пользователя, удерживать его на протяжении времени, мотивировать на повышение тарифа и подключение дополнительных услуг:
- на тематическом ресурсе пользователь прочитал обзор на решение;
- зашел на сайт, ознакомился с описанием. Через лид-магнит подписался на рассылку;
- получил от компании письмо о скидке для вновь зарегистрировавшихся;
- вернулся на сайт, зарегистрировался, оформил тестовую подписку. Чтобы пользователь не ушел на этом шаге, важно предоставить ему понятные инструкции – обучающие статьи, гайды, видео, возможность задать вопрос отделу продаж. Главная задача – показать все возможности сервиса и его пользу;
- клиент оформил полноценную подписку. Компания продолжает контакты с ним и мотивирует продолжать сотрудничество с через техническую поддержку, расширение функционала своего решения, спецпредложений по тарифам.

Правильное формирование воронки продаж. Как поэтапно ее построить?
Чтобы построить ВП, возьмите за основу стандартную схему и адаптируйте ее в соответствии со своим бизнесом. Начните с предварительного этапа – соберите статистику по продажам, маркетинговым кампаниям, данные из CRM-системы. Посмотрите, какими каналами пользуются те или иные сегменты целевой аудитории, каков показатель конверсии. Еще раз изучите инструменты воронки продаж, поведение, потребности и мотивацию потенциальных клиентов. Это позволит выстраивать коммуникацию, исходя из их реальных интересов.
1. Привлечение внимания.
Используйте онлайн- и офлайн способы и инструменты для генерации первичного интереса: поисковая или контекстная реклама, SEO-продвижение, посты в соцсетях, офлайн-мероприятия и другие каналы. Цель – обеспечить трафик и внимание к продукту или услуге.
2. Формирование интереса и потребности.
Донесите ценность и уникальность предложения, сильные стороны, покажите, как продукт решит проблемы потенциального покупателя. Для этого используют лендинги, презентации, консультации, коммерческие предложения. Целевым действием становится продолжение коммуникации – подписаться на канал/сообщество компании, дать обратную связь по коммерческому предложению. Настройте ретартегинговую рекламу, чтобы напоминать о себе.
3. Работа с мотивацией и возражениями.
Усильте интерес и мотивацию к покупке – в постах, email-письмах, личных консультациях. Расскажите подробнее об отличиях продукта от конкурентов, предоставьте тестовый доступ или сделайте видео, в котором покажите, как работает товар. Сделайте спецпредложение – скидку, бонус.
4. Совершение сделки и удержание клиента.
Завершающая ступень – конвертация лида в покупателя. После этого начинается постпродажный этап для удержания, мотивации на следующий заказ. Важны качественное сопровождение и продолжение коммуникации – через рассылки, в соцсетях, общение с менеджером.

С помощью каких инструментов можно создать воронку продаж и визуализировать ее?
CRM-системы.
CRM помогает управлять клиентской базой, фиксировать каждый контакт, отслеживать перемещение по ВП, анализировать эффективность менеджеров и делать прогнозы. Здесь вы увидите, по какому каналу пришли покупатели, количество заказов и товаров в нем. Также можно работать с программой лояльности, запрашивать у клиентов обратную связь, напоминать о незавершенных заказах.
Рекламные и маркетинговые платформы.
Для привлечения трафика и формирования входящего потока лидов используются рекламные платформы (Яндекс.Директ, VK Реклама), инструменты для рассылок на почту, SMS, в мессенджеры. Есть специализированные сервисы для отдельных направлений, например, автопостинг в соцсетях.
Лендинги и формы захвата.
Формы обратной связи и лид-магниты, используются для конвертации посетителей из лидов. Чтобы собрать их, можно использовать конструкторы – обычно это интуитивно понятные решения, где можно работать даже без глубоких навыков программирования.
Автоматизация маркетинга.
Системы автоматизации используются для настройки чат-ботов, цепочек писем, ретаргетинга и персонализированных сообщений. Это позволяет сопровождать клиента на протяжении всего пути без постоянного участия контент-менеджера или менеджера по продажам.
Аналитика и визуализация.
Используйте инструменты веб-аналитики (например, Яндекс.Метрику, решения Google), встроенные отчеты CRM-систем. Они позволяют отслеживать конверсию на каждом этапе и выявить узкие места, где уходит больше всего потенциальных клиентов.
Визуализировать ВП можно в таблицах Excel или «Google Таблицах» – это актуально для небольших компаний, так как данные нужно вносить вручную. Если данных много, стоит использовать встроенные инструменты CRM, маркетинговых и рекламных площадок, соцсетей, различных сервисах для сайтов, например, для лид-магнитов. В частности, CRM построит диаграммы с распределением лидов по стадиям ВП, динамикой перемещения и уровнем конверсии. В рекламном кабинете вы увидите время перехода, ключевые фразы, сколько времени пользователь провел на сайте и т.л.
Есть специализированные сервисы для визуализации. Они позволяют интегрировать данные из различных источников (CRM, рекламных площадок, соцсетей) и строить на их основе сложные визуальные дашборды с детализацией по каждому шагу.
Важно использовать инструменты в комплексе. Это обеспечит прозрачность процессов, повысит эффективность работы с клиентами и, соответственно, улучшит показатели. Мы составим для вас комплексную digital-стратегию по продвижению. Учтем особенности вашего бизнеса и товара, чтобы привлечь максимум трафика и обеспечить высокую конверсию.
Топ-5 советов по построению воронки продаж
1. Составьте четкие портреты целевой аудитории.
Построение ВП начинается с понимания, кому вы продаете. Сегментируйте клиентов по потребностям, демографии, поведению, интересам, географии. В некоторых случаях показы рекламы можно настроить, например, в радиусе километра от вашей точки продаж – для аптеки у дома или столовой у офиса. Составление четких портретов позволит сформировать релевантное предложение и сократить потери на ранних этапах воронки.
2. Работайте через все доступные каналы.
Используйте комбинацию онлайн- и офлайн-каналов: реклама, контент-маркетинг, SEO, мероприятия, реклама на рекомендательных сервисах и картах, посевы в соцсетях. ВП должна быть наполнена качественными лидами из разных источников. Продумайте разные площадки и возможности для непосредственной коммуникации с аудиторией. Подключите бизнес-чаты, возможность перехода с сайта в мессенджеры, создайте сообщества в соцсетях, которыми пользуется ваша аудитория.
3. Автоматизируйте воронку там, где это уместно.
Многие инструменты предлагают решения для автоматизации. Например, отправка рассылки по триггерам – после подписки, после того как человек положил в корзину товары, но не завершил заказ. В бизнес-чатах можно настроить цепочки вопросов и ответов, чтобы помочь пользователю записаться в салон красоты, выбрать товар, забронировать столик в ресторане. Автоматизация снизит нагрузку на менеджеров, обеспечит своевременную реакцию на запросы клиента, уменьшит влияние человеческого фактора. При этом важно сохранить личный контакт и своевременно перехватывать посетителя на «человеческое» общение, особенно если у него возникают проблемы или нестандартные вопросы.
4. Создавайте информативный контент.
Чтобы мотивировать на конверсию, можно использовать инструменты, связанные с эмоциями – ограниченные по времени снижение цены, бонусы и т.д. Но также важна информативность – такой контент формирует интерес и увеличивает доверие. Информационные статьи, кейсы, презентации, демонстрации и коммерческие предложения повышают лояльность, подчеркивают вашу надежность. А главное – точная и конкретная информация поможет покупателю приобрести именно тот товар, который удовлетворить его потребности
5. Постоянно тестируйте и улучшайте.
ВП – не статичная схема. Тестируйте новые подходы, инструменты, триггеры, дизайны, тексты. Проводите A/B-тестирования, чтобы узнать, на какие варианты пользователи активнее реагируют. Оценивайте эффективность и то, как новые инструменты влияют на каждый этап. Возможно, обновленная реклама будет приводить меньше трафика, но у него будет высокая конверсия при завершении заказа.